воскресенье, 10 февраля 2013 г.

трактовка смерти в буддизме

Смерть одного из своих учеников Будда так комментировал: «Когда исчезают жизненные позывы, стимулирующ

Существуют и такие высказывания Будды, где прямо отрицается реальность личности и, следовательно, души.

«В буддийских священных книгах душа исчезала, делясь на четыре элемента: ощущения, представления, желания и познание (или сознание),- пишет историк религии И. Крывелев.- Исчезал в целом человек, в его сущность включалась помимо указанных элементов и телесность, но это не помогло целому возникнуть в качестве реально существующего явления. Для религиозного сознания этот солипсизм, однако, настолько противопоказан, что сам стеснялся его».

«Нагасена — это только имя, название, обозначение, простое слово; субъекта же такового здесь нет». Так Нагасена на образном примере разъяснил знаменитое поучение Будды об отсутствии у человека души как чего-то неизменного.

Но и душа как самостоятельный субъект тоже отрицается. Ей придается лишь назывательная функция, функция обозначения. Когда греческий царь Менандр спросил буддийского монаха Нагасену, что такое «Я», тот ответил в том смысле, что «Я» — это ничто, мнимое множество. И проиллюстрировал свое утверждение сравнением человека с повозкой. Нет никакой повозки, заявил Нагасена, это всего лишь слово, а есть колеса, оси, кузов и прочее. То же и человек: есть зубы, мышцы, кишки, волосы, но нет некоей «телесности».

- Нет, учитель, не могут».

- Могут ли, следовательно, смотря на это непостоянное, исполненное страданий, подверженное изменению, говорить: это мое, это я, это — моя сущность?

- Непостоянна, учитель.

«Телесность, о бхикшу (обращение к ученикам), не есть «Я». Если бы телесность была «Я», о бхикшу, то эта телесность не могла бы подвергаться болезням, и относительно телесности можно было бы сказать: пусть будет мое тело таким, а таким пусть не будет мое тело. Но так как телесность, о бхикшу, не есть «Я», поэтому телесность подвергается болезни и не могут сказать относительно телесности; таким пусть будет мое тело, а таким пусть не будет. Ощущения, о бхикшу, не суть «Я»… Как думаете вы теперь, ученики, постоянна или непостоянна телесность?

Некоторые исследователи (например, Г. Ольденберг), считают, что « отрицает существование тела». Действительно, можно вспомнить такой, к примеру, разговор Будды с учениками:

Чтобы понять, как трактуется в буддизме, сначала остановимся на вопросе соотношения души и тела.

Смерть с точки зрения буддизма

Смерть с точки зрения буддизма | Эдемский Сад: Территория непознанного

Комментариев нет:

Отправить комментарий